Новости проекта
С праздником вас, с 1 сентября!
Лето на финише, а мы — на старте нового учебного года!
С окончанием учебного года!
Выставление четвертных отметок
Согласование ГИАЦ
Аттестат соответствия системы защиты информации
Архив электронного дневника.
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

СТРАНИЧКА УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА

Дата: 30 января 2024 в 12:03, Обновлено 30 января 2024 в 12:16
Автор: Шулья Ж. Г.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ЗАНЯТИЯ С   

                               УЧИТЕЛЕМ-ДЕФЕКТОЛОГОМ?

 

ЧЕМ ЗАНИМАЕТСЯ УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ?

 

Вопреки распространенному мнению учитель-дефектолог не только «ставит» звуки...                                                                                Работа учителя-дефектолога начинается с развития у детей внимания, зрительного и слухового восприятия, памяти и мышления. Без этого невозможно наладить полноценный образовательный процесс.

В ЗАДАЧИ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА  ВХОДЯТ:

  • расширение и обогащение словарного запаса детей;
  • развитие связной речи и обучение грамоте;
  • исправление грамматических ошибок;
  • коррекция звукопроизношения.

В КАКОМ ВОЗРАСТЕ ПОРА ПОКАЗАТЬ РЕБЁНКА УЧИТЕЛЮ-ДЕФЕКТОЛОГУ?

К пяти годам речь ребенка уже во многом сформирована, поскольку благоприятным периодом для развития речи является возраст 2-3 года. Именно тогда надо интересоваться, все ли хорошо у ребенка с речью. Если у мамы были проблемы во время беременности или родов, ребенок наблюдался у невропатолога, то надо особенно внимательно следить за становлением речи. Тогда родителям не придется слышать от дефектолога вопрос: «А где вы были все это время?». Чем раньше выявлено нарушение, тем более эффективной окажется его коррекция.

МОЖЕТ ЛИ МАМА САМА ОПРЕДЕЛИТЬ, НУЖЕН ЛИ РЕБЕНКУ УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ?

Дети овладевают правильной речью постепенно, в течение нескольких лет. Для каждого возраста существует своя норма.

К 1 году нормально развивающийся ребенок употребляет уже 3-4 «лепетных» слова, понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами («где мама?», «дай ручку», «нельзя»).

К 2 годам употребляет предложения из двух-трех слов, понимает и правильно выполняет двухступенчатую инструкцию («пойди на кухню и принеси чашку», имеет словарный запас минимум 50 слов. К двум годам ребёнок уже правильно произносит звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г. Если к 2,5 года у ребёнка не формируется элементарной фразовой речи – значит, темп его речевого развития отстает от нормы.

В речи 3-летнего ребёнка постепенно формируется умение правильно связывать разные слова в предложения. От простой двухсловной фразы он переходит к употреблению сложной фразы с использованием падежных форм существительных единственного и множественного числа, употребляет в предложении простые предлоги (на, в, под, за, с, из) и союзы (потому что, если, когда).

К 3,5 годам значительно увеличивается количество прилагательных.

В речи 4-летнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги (по, до, вместо, после, из-за, из-под, союзы (что, куда, сколько). К этому времени осваиваются свистящие звуки (с, з, ц, а также ы, э, несколько позднее шипящие (ш, ж, ч, щ). Звуки р, л обычно появляются к 5–5,5 годам.

К 5-ти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь, пользуется обобщающими понятиями (одежда, овощи и т. д.). В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор и т. п.). В предложении используются все части речи. Ребёнок овладевает всеми звуками родного языка и правильно их употребляет в речи.

Если речь детей значительно отличается от этих норм, следует обратиться к учителю-дефектологу. Однако часто родители привыкают к речи своего ребёнка и не замечают многих проблем в его развитии, особенно если он единственный в семье. Поэтому рекомендуется обратиться к дефектологу за консультацией как можно раньше.  

ВАЖНО ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ СЛЕДУЮЩИХ ПРАВИЛ:

  • НЕЛЬЗЯ «СЮСЮКАТЬ», ТО ЕСТЬ ГОВОРИТЬ  «ЛЕПЕТНЫМ»  ЯЗЫКОМ ИЛИ ИСКАЖАТЬ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ, ПОДРАЖАЯ РЕЧИ РЕБЁНКА;

  • ЖЕЛАТЕЛЬНО, ЧТОБЫ ВАША РЕЧЬ БЫЛА ВСЕГДА ЧЁТКОЙ, ДОСТАТОЧНО ПЛАВНОЙ, ЭМОЦИОНАЛЬНО ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ, УМЕРЕННОЙ ПО ТЕМПУ;

  • ОБЩАЯСЬ С РЕБЁНКОМ, НЕ ПЕРЕГРУЖАЙТЕ СВОЮ РЕЧЬ ТРУДНОПРОИЗНОСИМЫМИ СЛОВАМИ, НЕПОНЯТНЫМИ ВЫРАЖЕНИЯМИ И ОБОРОТАМИ. ФРАЗЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ДОСТАТОЧНО ПРОСТЫМИ;

  • ПЕРЕД ЧТЕНИЕМ КНИЖКИ НОВЫЕ, НЕЗНАКОМЫЕ СЛОВА, ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ В ТЕКСТЕ, НУЖНО НЕ ТОЛЬКО ОБЪЯСНИТЬ РЕБЁНКУ В ДОСТУПНОЙ ЕГО ПОНИМАНИЮ ФОРМЕ, НО И ПРОИЛЛЮСТРИРОВАТЬ НА ПРАКТИКЕ;

  • СЛЕДУЕТ ЗАДАВАТЬ ТОЛЬКО КОНКРЕТНЫЕ ВОПРОСЫ, НЕ ТОРОПИТЬ С ОТВЕТОМ;

  • РЕБЁНКА НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ ЗА ОШИБКИ В РЕЧИ, ПЕРЕДРАЗНИВАТЬ ИЛИ РАЗДРАЖЕННО ПОПРАВЛЯТЬ;

  • ПОЛЕЗНО ЧИТАТЬ ДЕТЯМ СТИХОТВОРНЫЕ ТЕКСТЫ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ИХ ВОЗРАСТУ. ОЧЕНЬ ВАЖНО РАЗВИВАТЬ СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ, ПОДВИЖНОСТЬ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА, МЕЛКУЮ МОТОРИКУ РУК.
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.