Психолого-педагогическая работа по раннему выявлению и сопровождению проблемных семей.
Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает семья. Именно в семье закладываются нравственные нормы поведения, формируется и развивается личность человека. Душевное состояние и поведение ребенка является своеобразным индикатором семейного благополучия или неблагополучия. Неблагополучной является семья, в которой обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети».
Работа нашего учреждения совместно с заинтересованными службами направлена на раннее выявление семейного неблагополучия, что позволяет строить профилактическую работу с семьей более эффективно и быстрее вывести ее из кризисной ситуации. Ключевая роль в системе раннего выявления семейного неблагополучия принадлежит воспитателю дошкольного образования в ходе образовательного процесса; в ходе изучения особенностей семейного воспитания воспитанников; при проведении бесед с ними и их законными представителями.
При изучении особенностей семейного воспитания обращается внимание на следующее:
• санитарно-гигиеническое состояние жилого помещения;
• обеспеченность ребенка предметами первой необходимости (одежда, обувь по сезону, предметы личной гигиены, школьные принадлежности);
• наличие места для приготовления уроков, для сна и отдыха;
• взаимоотношения между членами семьи.
Таким образом, определяются семьи с которыми работают специалисты.
Наше учреждение определило основные направления работы с неблагополучной семьей:
• Диагностика семейного неблагополучия.
• наблюдения специалистов;
• анкетирование детей и родителей;
• тесты;
• интервью узких специалистов;
• мини-консилиумы;
• тренинги;
• анализ документов;
• анализ продуктов детского творчества;
• заявка семьи на оказание помощи;
• анализ состояния здоровья детей;
Мы предоставляем индивидуальную помощь неблагополучной семье:
• советы по преодолению сложных жизненных ситуации;
• консультации специалистов;
• семейная терапия;
• индивидуальные беседы;
• индивидуальный социальный патронат семей;
• психотерапия.
Также проводится групповая работа с родителями из неблагополучных семей:
• группы риска;
• спортивные группы;
• тренинговые группы;
• консультирование;
• семейные вечера;
• родительские собрания.
Для профилактики семейного неблагополучия организуем:
• родительский всеобуч;
• ознакомление с психолого-педагогической литературой;
• обобщение, обогащение и осмысление успешного воспитательного опыта родителей;
• семинары родителей;
• дополнительные занятия с ребенком.
Система принципов семейного воспитания.
• Дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви счастья.
• Родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию.
• Воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых, индивидуальных особенностей.
• Диагностическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу системы семейного воспитания.
• Личность самих родителей идеальная модель для подражания детей.
• Воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке
• Все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребенка, должны быть построены на игре.
• Оптимизм и мажор - основа стиля и тона общения с детьми в семье.